Деревня Кислино и «летающий паровоз»

200 лет назад, 21 марта 1825 года, родился русский ученый и изобретатель Александр Фёдорович Можайский. Отец его был моряком и определил сына в Морской кадетский корпус. А.Ф. Можайский участвовал в походе из Кронштадта к берегам Японии, в ходе которого изучал культуру и быт этой страны. За составление первого описания водного бассейна Аральского моря и реки Амударьи получил орден Владимира IV степени. Всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов и исследовал возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха, разрабатывал модели самолёта. Генерал-майор А.Ф. Можайский был одним из первых в России, кто занялся авиастроением. В 1878 году он приступает к созданию уже полноразмерного самолёта.

В 1881 году Можайский получил патент на свой «воздухоплавательный снаряд» и начал постройку самолёта в Красном Селе под Петербургом. Созданный им в 1883 году самолёт был бипланом (с двумя параллельными крыльями) и имел деревянный каркас, обтянутый материей. Аппарат был оснащён системой управления полётом и паровым (!) двигателем мощностью 20 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость около 20–25 километров в час. Размеры самолета были внушительными: размах крыльев составил около 12 метров.

В июле 1884 года в Красном Селе эта машина совершила свой первый и последний полёт. С помощью паровых двигателей аппарат раскрутил все три винта, после чего по наклонным деревянным рельсам он вместе с пилотом разогнался, взлетел, за несколько секунд преодолел около 150 метров и рухнул на бок, повредив крыло и шасси. Управлявший им механик остался жив, но получил увечья.  Причина неудачи была в очень массивной, весившей без малого тонну, конструкции. В оправдание конструктора стоит сказать, что даже 20 лет спустя, когда знаменитые братья Райт в 1903 году впервые испытывали свой самолет, он примерно столько же провел в воздухе, прежде чем упал и также поломал крыло. Но машина братьев Райт была оснащена уже двигателем внутреннего сгорания.

Работы А.Ф. Можайского внесли огромный вклад в развитие теоретической базы авиации, оставили значимый след в её истории. Самолет Можайского – символ первых шагов России в авиации.

Ну, а при чём здесь наша деревня Кислино?

Дело в том, что с 1856 года она принадлежала А.Ф. Можайскому. После неудачных испытаний Военное министерство отказало Можайскому в финансировании его проекта, но он продолжал усовершенствовать своё изобретение, теперь уже на собственные средства, отказывая себе во всём. Кто знает, может быть принадлежавшее Можайскому Кислино было им продано – владельческая история деревни нам пока полностью не известна. Так или иначе, но доход от Кислино послужил делу становления российской авиации.

Про деревню Кислино известно, что она имеет древнюю историю. О ней нам напомнил наш краевед А.Д.Лукашов. Деревня «Кислена на реке Руе» впервые упоминается в писцовой книге за 1498 год. В это время она входила в состав Бельского погоста Новгородской земли.

В XIX веке деревня, по имени одного из ее владельцев, стала называться Митровка. И только к началу XX века Митровке было возвращено ее первоначальное название «Кислена» или «Киселена». В настоящее время деревня называется «Кислино». Здесь находилась деревянная часовня во имя Великомученика Георгия, построенная около 1743 года в память «скотского падежа». До 1895 года деревня Кислино входила в состав прихода Рудненской Георгиевской церкви.

В 1895 году «тщанием прихожан и посторонних жертвователей» в деревне Новоселье была построена однопрестольная деревянная церковь во имя Александра Невского. С этого времени часть населенных пунктов Рудненского прихода была приписана к Новосельскому приходу. В том числе и деревня Кислино.

Незадолго до отмены крепостного права эту деревню, в 1855 году, приобрел новгородский помещик адмирал Федор Тимофеевич Можайский (1796 г.р.). В 1862 году в деревне проживало 162 человека. После смерти Федора Тимофеевича, в 1880 году, земли Кислино унаследовал его сын генерал-майор Александр Федорович Можайский.

Имя Александра Федоровича Можайского известно каждому школьнику нашей страны. Он – создатель первого в мире самолета! Его именем названа космическая академия в Санкт-Петербурге.

Click to listen highlighted text!